ИГРА «СЧАСТЛИВЫЙ СЛУЧАЙ»

По материалам исследовательской работы

«Свадебные обряды на территории Жлобинщины»

Цель: гендерное воспитание старшеклассников на основе традиционной народной культуры.

Задачи:

- стимулировать интерес учащихся к изучению традиций и обычаев родного края;

- формировать представление старшеклассников о счастливой семье, о гармонии в браке;

- воспитывать ответственность за своё будущее и будущее своей семьи.

Оборудование:

 мешочек с «заморочками» (бочонками с номерами вопросов); мультимедийная установка.

 

Вступительное слово перед игрой «Счастливый случай»

Здравствуйте, уважаемые гости! Разрешите предоставить вашему вниманию внеклассное мероприятие для старшеклассников – игру «Счастливый случай». Она разработана на основе материалов ученической исследовательской работы Котовой Виктории «Свадебные обряды на территории Жлобинщины», призёра областного конкурса «Гаазовские чтения – 2016».

         Участниками игры не случайно стали девятиклассники, так как данная тема органически входит в курс факультативных занятий по гендерному воспитанию.

         Мы считаем, что материалы исследования помогут молодым людям подготовиться к будущей семейной жизни, девушкам стать счастливой женой и матерью, юношам – защитником и продолжателем своего рода. Так как основная черта народной культуры – это взаимопомощь, жизненная мудрость многих поколений, проверенная временем.


Ведущий:Добрый день, дорогие ребята и уважаемые гости! Мы вас приветствуем на интеллектуально-развлекательной игре «Счастливый случай». Чтобы начать игру, нужны две дружные, сплоченные команды, активные болельщики и остроумные вопросы. У нас всё это имеется. Давайте поприветствуем  команды учащихся 9-х классов: «Фортуна» и «Лидер»! А судить нас сегодня будет креативное, справедливое жюри.

(Представление членов жюри).

1 гейм «Разминка».
Задаются вопросы каждой команде по очереди. За каждый правильный ответ команда получает 1 балл.

  1. Откуда пошло выражение «играть свадьбу»? (Свадьба – это театрализованное представление со своим набором действующих лиц, со своим сценарием.)
  2. Какие требования предъявлялись сватам? (Сваты - обязательно люди семейные, с детьми, не вдовцы и не разведённые, не пьяницы.)
  3. Что при сватовстве служило символом предложения руки и сердца? (Хлеб и соль)
  4. Как сватам давали понять, что девушка не согласна выйти замуж? (Возвращали хлеб и соль)
  5. Как назывался второй этап свадебного обряда после сватов? (Заручины, запоины, помолвка)
  6. Каким ритуальным действием на заручинах невеста выражала своё согласие вступить в брак? (Если невеста была согласна, то брала пустую бутылку, наполняла её рожью, обвязывала поясом и передавала жениху.)

Жюри подводит итоги 1-го гейма.

2 гейм «Заморочки из бочки».


Капитаны команд достают по очереди “заморочки”- бочонки с номерами. Зачитывается вопрос, на обдумывание команде даётся 10 секунд. За правильный ответ команда получает 2 балла. Если игроки достают бочонок, на котором написано кроме числа «Счастливый случай», то за правильный ответ команда получает 5 баллов.

  1. Почему наши предки не вступали в брак 14 февраля, в День святого Валентина? (Церковь не венчает в канун великих праздников, 15 февраля - Сретенье Господне).
  2. Кто выпекал свадебный каравай? (Приглашённые каравайщицы. Вдовы, бездетные, разведённые не приглашались. Главной была здесь крёстная мать невесты).
  3. Какое украшение и почему было главным на свадебных повозках, санях? (Колокольчики, их звон отгонял нечистую силу).
  4. Какие требования предъявлялись к наряду невесты? (Закрывались от постороннего взгляда шея, руки и особенно грудь, чтобы не сглазили, не подумали о плохом, ведь на свадьбе много разных людей)
  5. В каком случае родители не могли встречать своих детей из церкви после венчания? (Вдовцы, разведённые, чтобы их доля не передалась детям).
  6. Почему во время венчания в церкви молодые стояли на белом полотне рушника? (Белый цвет для белорусов – символ перехода в другое состояние, поэтому стояли на белом полотне рушника).
  7. Какой свадебный атрибут и почему молодые должны были хранить дома всю жизнь? (Свадебный рушник, на котором стояли во время венчания в церкви. Рушник символизирует жизненную дорогу молодых, поэтому его нужно хранить дома всю жизнь).

    8. Зачем молодожёны после венчания шли на могилы предков?           (Чтобы «заручиться» их поддержкой и благословением).

Жюри подводит итоги 2-го гейма.

3 гейм «Ты – мне, я – тебе».


Команды задают друг другу по два подготовленных заранее  вопроса. За правильный ответ получают 2 балла.

  1. В нашей местности встречался такой ритуал перед отъездом молодых в церковь: разжигают небольшой костёр, через который жених должен перенести невесту. В чём смысл этого действия? (Акт физического и духовного очищения).
  2. Какой продукт не клали в тесто для каравая и почему? (Тесто для каравая не солили, чтобы жизнь не была «солёной»).
  3. Что означает ритуал, когда молодой переносит молодую на руках через порог дома? (Порог – зона смерти, зона предков, его нельзя коснуться той, которая должна продолжить Жизнь.).
  4. Зачем молодожёнов за свадебным столом усаживали на скамейку, покрытую вывернутым наизнанку кожухом?

    ( Чтобы были богатыми и многодетными).

Жюри подводит итоги 3-го гейма.

4 гейм «Темная лошадка».


  Приглашённый гость («тёмная лошадка») задаёт командам вопросы.
За каждый правильный ответ - 2 балла. На обсуждение каждого вопроса дается 30 секунд. Если «темная лошадка» считает ответ неверным, отвечает противоположная команда, а затем зрители. Давайте поприветствуем нашу «тёмную лошадку»!

  1. Какую роль на заручинах в Жлобинском районе играл хомут? (Если невеста была уже беременна, то её матери на шею вешали хомут (не уберегла дочку)).
  2. Какие ритуальные действия с караваем должны совершить молодые, когда их встречают родители на пороге дома? (Молодые не кусали, не ломали (как иногда делают сейчас), а трижды целовали каравай и благодарили родителей.)

Жюри подводит итоги 4-го гейма.

5. Гейм – “Гонка за лидером”

Ведущий задаёт вопросы. Команды стремятся дать как можно больше правильных ответов. За каждый правильный ответ команда получает 1 балл.

  1. Какой цветок и почему обязательно вплетали в свадебный венок невесты? (Вплетали руту как символ непорочности.).
  2. Что символизирует венок на голове невесты? (Символ чистоты и непорочности).
  3. Кто стоял рядом с молодожёнами во время раздела каравая? (Крёстные отец и мать).
  4. Кто первым выходил поздравить молодых при разделе каравая? (Родители).
  5. Свадебный каравай должен лежать на белом или вышитом, красном, полотне рушника?  (На красном, т.к. каравай – символ продолжения жизни).
  6. Какие магические действия совершали родители перед отъездом молодых в церковь?     (Перед отъездом молодых отец невесты трижды обходил по солнцу повозки с иконой в руках, а мать обсыпала повозки зерном).
  7. Почему при выпечке каравая тесто не выбивали кулаками, а вымешивали,  лишь поглаживая? (Чтобы муж не бил жену).
  8. Почему на протяжении всей свадьбы молодожёны воздерживались от спиртного? (Впереди – первая брачная ночь и зачатие здорового ребёнка).
  9. В чём главный смысл ритуального раздела свадебного каравая? (Весь род вставал, чтобы не просто получить кусочек каравая, а передать мудрость жизни через слово).

10.Почему у наших предков венцом свадебного стола был именно каравай, хлеб? (Хлеб – символ Жизни).

Жюри подводит итоги 5-го гейма и всей игры. Команда-победитель принимает поздравления.

Для жюри

Гейм «Фортуна» «Лидер»

1-й гейм

за правильный ответ – 1 балл

1.

2.

3.

4.

1.

2.

3.

4.

2-й гейм

за правильный ответ – 2 балла, «счастливый случай» - 5 баллов

1.

2.

3.

4.

1.

2.

3.

4.

Общий счёт    

3-й гейм

за правильный ответ – 2 балла

1.

2.

1.

2.

Общий счёт    

4-й гейм

за правильный ответ – 2 балла

1.

2.

1.

2.

Общий счёт    

5-й гейм

за правильный ответ – 1 балл

1.

2.

3.

4.

5.

6.

1.

2.

3.

4.

5.

6.

Общий счёт    

 

Скачать игру в формате *.doc

Скчать презентацию