История  наших улиц и деревень

Подготовила Пашковская Ирина Петровна

Цель: выяснить происхождение названий улиц и деревень, их героическое и трагическое прошлое.

Задачи: способствовать обогащению знаний о своих деревнях и улицах; воспитывать уважение к героям Великой Отечественной войны, чувство гордости за подвиг белорусского народа, любовь к Родине; содействовать формированию нравственной культуры учащихся, познавательной активности; способствовать сплочению коллектива.

Оборудование: мультимедийная установка, копии архивных документов, наглядный материал.

Форма проведения: урок-исследование

Эпиграф:

                                             В будущее мы входим, оглядываясь на прошлое.

                                                                                                            П.Валери

Ход классного часа

Ι. Организационный момент

Дети рассаживаются группами вокруг столов, на которых стоят таблички с названием деревень и улиц, где они проживают. (д. Ректа, д. Новые Луки, аг. Лукский)

Учитель:

Сегодня классный час я хочу начать словами белорусского писателя У.Карызны

Край паданняў сівых,

Край легенд залатых.

Край Купалы, Гастэлы, Машэкі.

Край адважных арлоў,

Партызанскіх кастроў.

Родны край, я з табою навекі.

Беларусь, мая пралеска,

Ты краса зямная.

Пра цябе лунаюць песні

Ад краю да краю.

У.Карызна

(Звучит запись мелодии гимна. Учащиеся поют гимн)

Учитель объявляет тему и цель классного часа.

Дети:

История – это наука, которая изучает жизнь наших предков, их быт, чем они занимались.

Учитель:

Закончите предложение“Наша Родина - …”

Дети:

- Наша Родина – страна Беларусь.

Учитель:

О нашей малой Родине и пойдёт речь. Мы посвятим наш классный час 75-летию Победы над фашистскими захватчиками. (Приложение1. “Водружение знамени на Рейхстаг”)

Предоставляется слово нашим юным “исследователям”.

ІІ. Первая страница.

«В будущее мы входим, оглядываясь на прошлое»

Ученик 1.

На сегодняшний день существует проблема - искажение истории Великой Отечественной войны, принижается роль и значение героической борьбы наших предков. В связи с этим у нас возникла необходимость познания истории и названий наших улиц и деревень, их героическое и трагическое прошлое.

Ученик 2.

Возникло много вопросов, на которые мы хотим найти ответы. Где и когда впервые в мире появились улицы? Почему улицам стали давать названия? Как назывались старинные улицы наших древних городов? Каково происхождение названий наших улиц и деревень? Какое прошлое хранят памятники, расположенные на их территории? Каждый из нас подготовил обзорную экскурсию по улицам своей деревни. Ведь названия улиц и деревень являются неотъемлемой частью нашего исторического наследия.

Ученик 3.

Тема нашего исследования на сегодняшний день наиболее актуальна, так как в этом году наша страна и другие страны будут праздновать знаменательнуюдату-75-летие Победы над немецко-фашистскими захватчиками. Она является для нас наиболее значимой, потому как улицы наших деревень - это и есть наша малая Родина. Это для нас самое святое место на Земле. Ведь тут жили наши предки, которыми мы гордимся и которые были свидетелями той кровопролитной войны 1941-1945 года.

ІІІ. Вторая страница.

«История названий деревень»

Ученик 4.

Ректа - деревня в Лукском сельсовете Жлобинского района. С начала XX века известна как село в Лукской волости Рогачевского уезда Могилевской губернии.

В начале XX столетия происходило переселение крестьянских семей в первую очередь на хутора и фольварки, которые ранее принадлежали дворянам и помещикам. С этой целью образовывались новые поселения. Такие поселения постепенно преобретали новые названия. Деревня Ректа берет начало с хутора Великий Лес (1 двор), который принадлежал в 1909 году дворянину Суриновичу, и фольварка Ректа (1 двор), хозяином которого был дворянин Громыко. Это был двор с комплексом построек и земельных угодий - 270 десятин земли. От названия фольварка Ректа образовалось и название деревни. А само название «Ректа» возможно произошло от латышского слова риектис - орех.

На территории нынешнего ОАО «Лукское» в 1926 г.была организована артель «Красный остров». В неё вошли 8 семей, которые расположились на землях бывших местных помещиков. Один из помещиков Сеножевский занимался производством овощей. Наверное, поэтому будущий совхоз, образованный в Ректе, большое внимание уделял выращиванию овощей. В хозяйстве выращивали капусту, огурцы, помидоры, свеклу, морковь, кабачки, щавель, укроп, картофель, зерновые , 20 гектаров лука, занимались

возделыванием льна. В 1949 г.образовался колхоз имени Войтова. В 1962 г. он оказался в составе совхоза «Лукский».

На месте нынешней деревни когда-то существовали три небольшие деревни: Великий Лес, Ректа, Ново-Мазолов. В 1962г.они слились в одну. Предпочтение отдано названию Ректа.

Ученик 5.

Я хочу рассказать о своей д.Новые Луки и её улицах.

Обнаруженный археологами курганный могильник ( 7 насыпей в 2 км. на восток от деревни ) свидетельствует о заселении этих мест с давних времен. В результате землеустройства в 1924 году на землях д.Луки были созданы поселки Красный Рог, Новые Луки, Звезда, Новая жизнь, Лисицын Лог, Надежда, Ленино и хутор Лагута, которые сейчас, кроме д.Новые Луки, не существуют. Современная деревня основана в ХΙХ веке переселенцами из д. Луки. От нового поселения на землях деревни Луки и произошло название моей деревни Новые Луки.

Ученик 6.

Агрогородок «Лукский» - центр сельсовета. В нем сконцентрировано большое количество многоэтажных домов. Лукский сельский Совет был

образован 20 августа 1924 года. Само название агрогородка произошло от названия деревни Луки. Название же д.Луки образовалось от слова «луки», которое в разговорной речи имеет значение «низменный луг», сенокосы - луки. Множественное число указывает на множество заливных лугов

Деревня Луки была ранее неофициально поделена на три части - Центр, Микрорайон (новое построение) и Завод (раньше здесь размещался торфобрикетный завод, который был разрушен во время Великой Отечественной войны), завод восстановили в другом месте, около которого и вырос поселок Лукский, сегодняшний центр сельсовета. Первоначально он назывался Рабочим поселком.Самих себя население д.Луки называет луканами.

ІІІ. Третья страница.

«История названий улиц»

Ученик 7.

Слово «улица» со старославянского означало «у лица», т.е.напротив друг друга.

Улицы образовывались там, где возникали населенные пункты. Причем не сразу, а постепенно. Первые улицы появились в V веке до нашей эры в городе Вавилоне. Когда греческий географ и историк Городот посетил Вавилон, он был потрясен его размерами и величием. В то время город ещё сохранял положение величайшего города мира, а проживало в нем более одного миллиона жителей. Улицы древнего города совсем не напоминали хаотическую планировку большинства современных городов Востока, а были расположены по четкому плану: одни шли параллельно реке, другие - пересекали их под прямым углом. Главные улицы были заасфальтированы, а кое-где применялся асфальт розового цвета.

Ученик 8.

Когда-то давно названий у улиц не было. Под влиянием различных факторов, во-первых, увеличения населения городов и их территории, развитие экономики, культуры, политики привело к необходимости давать названия улицам. У каждой улицы наших древних городов появилось свое название, своя история. Люди, которые занимались одним ремеслом, часто селились рядом. В одном месте жили кузнецы, в другом - ткачи, в третьем - оружейники. У улиц г. Минска появились первые названия, например Оружейная, Кузнечная. Город рос, увеличивалось число улиц и люди стали придумывать им названия. Теперешняя улица Немига находится в том месте, где протекала древняя река. Была раньше в Минске улица Зыбицкая. Её название произошло от слова «зыбь» - низкое заболоченное место. Позже улица Зыбицкая была переименована в Торговую, потому что вела к рынку. Есть в Минске улицы, которые указывают на местонахождение некоторых объектов. Например, на Обойной улице расположена обойная фабрика, на Парниковой - парники, на Академической - корпуса институтов Академии наук Беларуси, улица Ботаническая находится рядом с ботаническим садом, Аэродромная - возле старого аэропорта.

Ученик 9.

В 90-х годах XIX века появились первые вывески с названием улиц.

Названия старых улиц Минска возникали сами собой и чаще в сего весьма логично. Сторожевая улица - на ней будка сторожа, охраняющего въезд в город, Францисканская - на ней монастырь францисканцев, Доминиканская - доминиканский костел, Подгорная - под горой. Широкая - широкая. Садовая - сад. Болотная - болото и т.д. Торговая - место проживания торговцев. Названия улиц связаны или с рельефом местности, на которой размещена улица, или с ближайшим храмом, с профессией или национальностью людей ( Еврейская, Татарская, Базарная, Слесарная).

Учитель:

А знаете ли вы откуда пошло название ваших улиц?

(Ответы детей)

Ученик 1. (Приложение 2)

Название моей улицы Зеленая произошло от посадки зеленых насаждений, березовой аллеи по двум сторонам улицы. Мои одноклассники проживают на улицах Советская, переулок Гродненский, Стренакова. В основу названия улицы Советской положен принцип символов советской эпохи, названий организаций. Переулок Гродненский - в честь белорусского города Гродно. Стренакова - в честь Героя Советского Союза

Ученик 2. (Приложение 3)

Я живу на улице Парковой. Мой дедушка рассказывал, что на этом месте было большое лесное насаждение, от этого природного ландшафта произошло название моей улицы. Мои одноклассники живут на улицах Школьной, Минской, Социалистической. Школьная улица названа так потому, что находится непосредственно около нашей Лукской школы. Минская - в честь белорусского города Минска, Социалистическая - обозначает символы советской эпохи.

Каждая улица имеет разные принципы наименований. Большинство названий зависит от его происхождения.

Ученик 3. (Приложение 4)

Я живу на улице Первомайской. Она названа в честь праздника 1 Мая, что освещает знаменательную дату нашей республики. Мои одноклассники живут на улицах Рабочая и Трудовая. Эти улицы имеют названия, которые отражают символы советской эпохи, названий организаций. С 1903 года началось празднование Первомая в Жлобине.

ІV. Четвёртая страница

«Героическое и трагическое прошлое наших предков»

(Запись голоса Левитана о начале войны )

Учитель:

С первых часов войны миллионы советских людей разных возрастов и национальностей встали на защиту своей Родины.

(Звучит запись песни «Вставай, страна огромная», первый куплет)

На фронтах и в тылу, в партизанских отрядах сражался наш белорусский народ за Победу. На территории Беларуси нет ни одной семьи, которой бы не коснулась война. Каждый третий погиб. Жестокость фашистов была беспредельной. Страдали от них и взрослые, и дети. Вспомним сегодня мальчика из Ростова Витю Черевичкина, который погиб от фашистской пули, защищая своих голубей. В Ростове ему поставлен памятник (Приложение 5)

(Исполняется песня «Голуби»).

Учитель:

В честь погибших солдат и в наших деревнях были воздвигнуты памятники.

Ученик 1. (Приложение 6)

В центре деревни Ректа, где берет начало улица Стренакова, воздвигнут памятник. Здесь похоронены 106 советских солдат, которые погибли около деревни в июле-августе 1941 г., 11 июня 1944 года при обороне и освобождении района от немецко-фашистских захватчиков.

В 1959 г.на братской могиле поставлен памятник-скульптура солдата. В 2013 году в деревне произошло перезахоронение неизвестных солдат в Братскую могилу. Учащиеся нашей школы присутствовали при перезахоронении и ухаживают за этой могилой.

Во время Великой Отечественной войны аккупанты сожгли в деревне 29 дворов, убили 17 жителей, на фронте погибли 36 человек. Этого забывать нельзя. А я говорю: «Будем помнить всегда!».

Ученик 2. (Приложение 7)

В центре деревни Луки - братская могила 218 советских солдат, которые погибли в июле-августе 1941 г. и июле 1944 г. при обороне и освобождении района от немецко-фашистских захватчиков. В 1955 г. на могиле поставили памятник - скульптура воина. Учащиеся нашей школы ухаживают за этой могилой.

Ученик 3.(Приложение 8 )

В центре деревни Новые Луки находится памятник для увековечивания памяти жителей деревень Белица, Зелёная Долина, Лебедевка, Грушечка, Луки, Новые Луки, поселка Вербичев, Лукский, Красная Горка, которые погибли в ВеликуюОтечественную войну. Восстановлен в 1982 году, представляет мемориальну, стену, на которой записаны фамилии погибших , а также моих близких родственников.

94 жителя погибли на фронте.

Учитель:

Имена героев, бессмертный героизм и мужество сегодня живут в названиях улиц наших деревень.

Ученик 4.

Корни большой семьи Стренаковых берут начало в Гречухах - одном из поселений русских староверов на Жлобинщине. Родные братья Ефрем и Аверьян проводили на войну своих сыновей Евстрата, Семена, Фёдора, Осипа и Прокофия. И все они вернулись домой живыми, говорят, помогали жизненная сила и вера в бога. Командир взвода управления 642-го пушечного артиллерийского полка лейтенант Прокофий Стренаков в октябре 1943 г. в боях за освобождение Лоевского района ворвался во вражескую оборону и из личного оружия и гранатами уничтожил 10 гитлеровцев. Заменив раненого командира роты, повел бойцов в атаку и ворвался в населенный пункт. Был ранен, но не покинул поле боя, пока пехота не закрепилась на занятом рубеже. Продолжал служить в армии до 1958 года, уволился в запас в звании майора, награжден орденом Ленина, двумя орденами Красного Знамени, орденом Александра Невского, двумя орденами Красной Звезды, множественными медалями, в том числе одной иностранной. Умер в 1961 году в 44 года. Похоронен в городе Ташкенте, где жил после войны со своей женой и двумя сыновьями. (Приложение 9. Наградной лист (копия).

На Аллее Героев в г.Жлобине есть портрет П.А.Стренакова, а его фамилия высечена золотыми буквами на стене памяти Героев Советского Союза в Белорусском государственном музее истории Великой Отечественной войны.

На улице Стренакова до 2014 года жил двоюродный брат Героя Советского Союза Федор Ефремович Стренаков, который прошел ту страшную кровопролитную войну. Прошагал по дорогам Европы до Эльбы. Освобождал Варшаву, штурмовал Берлин. На территории Польши был ранен. До конца своей жизни носил в своем теле осколок той войны. Награжден был медалями: «За освобождение Варшавы», «За взятие Берлина», «За победу над Германией», орденом «Отечественной войны». После войны два года служил в Германии в роте охраны штаба армии, вернулся домой, работал шофером в деревне Ректа.

Учитель:

Сегодня мы услышим воспоминания жительницы деревни Новые Луки, которой досталась тяжёлая ноша той страшной войны, свидетелем которой она была в концлагере «Озаричи».  

Ученик 5. (Приложение 10)

В деревне Новые Луки проживает Нина Матвеевна Шантурова, которой в годы войны было всего 12 лет. Весь ужас войны она помнит до сих пор и вспоминает то время со слезами на глазах. Вот ее воспоминания:

«Война началась когда мне было всего 12 лет. Нашу родную деревню Маентак, как и многие другие, оккупировали немцы, отца сослали в деревню Ходосовичи Рогачевского района на работы. А в марте 1944 года мою семью, вместе с 20-ю жителями деревни под предлогом отселения подальше от линии фронта вывезли. Разрешалось брать все. Мать собрала нажитое, погрузила на телегу, взяла детей и мы поехали. В сборном лагере Красный Берег у нас отобрали всю одежду, у людей проверяли рты - искали золотые коронки. Если находили, то людей отводили в сторону. Все вещи, которые люди взяли с собой, отбирались или срезались ножами, разрешалось только одежда и небольшие котомки, кто смог спрятать в карманы крупы и пшено, то и осталось. Нас погрузили в вагоны и повезли. В Жлобине в поезд посадили людей больных тифом из Жлобинской больницы. На одной из станций немцы сожгли вагон с людьми больными тифом, а тех, кто пытался выбраться, расстреляли. Нас пешими колоннами погнали в Озаричские лагеря смерти, гнали по слякоти. Тех, кто не мог идти, сразу расстреливали, вырывали маленьких детей из рук матерей, бросали на землю в грязь под ноги и приказывали толпе их топтать, а кто отказывался, расстреливали. Отчетливо помню момент, когда подошли к лагерю. Перед нами предстала страшная картина, потому что там уже были люди, кругом полно трупов. Одежды у людей было мало, я думаю, это делалось для того, чтобы большее число заразилось тифом. Погода этому также способствовала. Ослабший организм поражался очень быстро. Каждый день умирало около ста человек, их люди стягивали в специальный ров. Передвигаться по территории запрещалось, подходить близко к забору также запрещалось, часовые стреляли без предупреждения. Согревались мы, прижимаясь друг к другу. У нас была семья из четырех человек. В метре от нас была другая семья, мать и 8 детей, которые умерли в первую же ночь. А моямать, чтобы хоть как-то защитить нас, сложила трупы людей и посадила нас на них, потому что лежать приходилось в холодной воде. Никто не имел ни малейшего представления где мы находимся и где наша армия. Все думали только о том, как выжить. Утром 18 марта мы обнаружили, что охраны лагеря больше нет, немцы ушли. Некоторые кинулись к проволоке, но там все было заминировано, очень много людей погибло. Никто не знал, где проход, но люди бежали из лагеря, как из ада, никто не думал о минах. Вскоре мы увидели разведчиков. Когда вышли из лагеря, думали, что все закончилось, но радость освобождения очень скоро была омрачена смертью моей маленькой сестры, которой тогда было 5 лет. Несколько дней наша семья находилась в карантинной зоне, затем нас отвезли в Речицу, там я заболела тифом и попала в госпиталь. Была на волоске от смерти, пережила клиническую смерть, оказалась вместе с трупами в «трупарне». Однако обладала таким огромным желанием жить, что через какое-то время очнулась. Меня накормили и перевели обратно в госпиталь. Здесь я окончательно поправилась и моя семья смогла переехать в Гуту, где и дождались окончания войны, и вернулись в родную деревню...»

Учитель:

Наши прадеды были свидетелями войны, её участниками. Сегодня каждый из вас подготовил сообщение о них. (Выступление детей, при этом звучит песня в исполнении Л.Зыкиной «Поклонимся великим тем годам»)

  1. Заключительное слово

Учитель:

Ребята, вот мы и завершили наш классный час-исследование по истории наших улиц и деревень, узнали о героическом и трагическом прошлом наших предков. Я думаю, что каждый из вас никогда не забудет тех людей, которые защищали нашу Родину, будет чтить их подвиги и помнить, какой ценой завоёван мир. (Приложение 11)

(Исполняется песня «Мы хотим, чтобы птицы пели»)