header11

Тема проекта: «Внедрение модели Республиканского инновационного центра как компонента единого образовательного пространства»

«Формирование национального самосознания участников образовательного процесса на основе культурного наследия».

Руководитель проекта- Рублевский Д.В

         Цель: представить результаты деятельности по реализации инновационного проекта.

Перспективы развития любой системы образования определяются двумя группами факторов — потребностями общества в изменении системы образования и возможностями самой системы образования, её готовностью к изменениям. Инновационный проект даёт возможность решить актуальную проблему создания единой информационно-образовательной среды с целью апробирования и трансляции передового опыта и инноваций, эффективных информационных, педагогических и управленческих технологий.

Основной идеей нашей инновационной деятельности стало усиление практической и прикладной направленности воспитания с целью формирования сознательного гражданина своей страны, патриота Беларуси.

Учащиеся под руководством педагогов изучали и классифицировали направления в декоративном оформлении народной одежды, составляли орнаментальные схемы декора, изучали крой отдельных элементов белорусского национального костюма.

Результаты исследования стали применяться на уроках трудового обучения, русской и белорусской литературы, истории, географии. Краеведческий материал, применяемый на уроках, стал хорошей основой для написания ученических исследовательских работ.

Ещё один важный вопрос, который решался в ходе уроков трудового обучения – профориентация девочек на получение рабочих специальностей. При этом работа в данном направлении велась и с детьми с особенностями в развитии, которых сегодня в школе 15.

Во внеурочной работе учащиеся и педагоги занимались реконструкцией и восстановлением национальных обрядов, разрабатывали мероприятия на основе проведённых исследований. В нашей копилке - постановки праздников «Масленіца», «Каляды», «Саракі», «Юр’я», «Багач», «Сёмуха».

А исторические материалы, собранные педагогами и учащимися, послужили основой для создания музейной комнаты «Наша скарбніца» в 2013 году.

С вхождением школы в число 23 учреждений республики в новый проект «Внедрение модели Республиканского инновационного центра как компонента единого образовательного пространства» администрация учреждения образования тесно взаимодействует с Академией последипломного образования, Гомельским институтом развития образования, что позволяет не только организовывать деятельность педагогического коллектива на реализацию проекта, но и принимать участие в создании организационно-содержательных механизмов развития инновационных процессов в системе образования.

С февраля 2016 года мы вступили в активный поиск эффективных механизмов представления, трансляции и популяризации инновационных педагогических практик Республиканской площадки. Посетили 13 центров, участников инновационного проекта.

В то же время осуществлялся поиск своих путей трансляции инновационного опыта. Были проведены на базе учреждения республиканский и три районных семинара для руководителей учреждений образования, заместителей руководителя по воспитательной работе, учителей трудового обучения и воспитателей групп продлённого дня по тематике центра. А также совместно с Гомельским институтом развития образования мы поделились опытом на республиканском, областном семинаре и областной ярмарке идей на базе института. 11.04.2018 в учреждении образования в рамках открытого межрегионального мастер-класса педагогов дополнительного образования, победителей республиканских конкурсов по декоративно-прикладному и фольклорному творчеству "Абрадавая атрыбутыка і народная лялька ў святочнай культуры беларусаў" учителем трудового обучения Козка Татьяной Михайловной был проведен мастер-класс по изготовлению обережной куклы "Подорожница". Так же Татьяна Михайловна поделилась опытом по написанию творческой работы "Создание куклы и ее одежды в традициях Калинковичского строя". Участники семинара посетили музейную комнату "Наша скарбніца", где учащиеся 11 класса рассказали о представленных экспозициях. Это орудия труда, домашняя утварь, предметы интерьера. Большинство предметов датируется первыми десятилетиями XX века. Всего насчитывается 234 экспоната, 60 из них относятся к основному фонду. Ученики 8-10 классов под руководством исполнителя проекта, руководителя музейной комнаты «Наша скарбніца» Козка Т.М. продолжают заниматься изготовлением этнографических кукол, реконструкцией национальных костюмов Гомельской области, изучением символов белорусского узора. Регулярно в каникулярное время проводятся мастер-классы и экскурсии в музейную комнату.

Кроме традиционных семинаров, с целью расширения географии трансляции опыта инженером – программистом Азаревичем Александром Сергеевичем был разработан тематический сайт инновационного проекта «Наша скарбніца», где размещены материалы о проекте (участники, сетевые партнёры, нормативные документы), о музейной комнате (фотогалерея, видеоэкскурсия, панорама 3D), материалы (научно-исследовательские работы учащихся, педагогов, видеоматериалы, сценарии обрядов, мастер-классы). На нём размещены разнообразные материалы по реализации проекта, которые будут полезны различным категориям педагогов. Кроме того, наш сайт явился своеобразным связующим центром для всех учреждений района, в которых имеются музеи и музейные комнаты. Через раздел «Сетевые партнёры» мы имеем возможность организовать активное сетевое взаимодействие по внедрению модели РИЦ в образовательное пространство региона. Методическое сетевое взаимодействие подкрепляется сетевыми мероприятиями по трансляции и популяризации инновационного опыта учреждения образования. Одно из таких мероприятий прошло в апреле под эгидой отдела образования, спорта и туризма Жлобинского райисполкома. Был проведён районный конкурс методических разработок по гражданско-патриотическому воспитанию учащихся «Формирование национального самосознания участников образовательного процесса на основе культурного наследия».

На основе проведенной работы разработан буклет, посвященный нашему учреждению образования и содержанию проекта. Данный буклет может иметь практическое использование в повседневной деятельности школы, для рекламы взаимодействия с сетевыми партнёрами, а также рекламы белорусских народных традиций в Жлобинском регионе. Он отражает основные направления работы участников проекта и красочно показывает локальное своеобразие национальных традиций белорусов.

Обращение к народному искусству, включающему духовный опыт народа и выражающему его художественные и эстетические идеи, способствует возрождению в человеке чувства национальной гордости. Учитывая это и последние тенденции моды, мы приняли участие в конкурсе школьных бизнес-идей, который проводился Департаментом по предпринимательству Министерства экономики Республики Беларусь. По решению жюри бизнес-идея создания сувенирной продукции на основе белорусской вышивки, которую предложил учащийся 11 класса Козка Павел, была награждена специальным призом на торжественной церемонии награждения победителей Национального конкурса «Предприниматель года-2017».

С целью распространения перспективного педагогического опыта, согласно приказа отдела от 29.12.2017 № 954, на базе учреждения создан районный ресурсный центр по патриотическому воспитанию учащихся на основе приобщения к национальным традициям.

       Уважаемые коллеги, мы рады поделиться своими наработками с Вами и очень надеемся на то, что они будут Вам интересны и полезны в дальнейшей работе.

 

Уваход на сайт