Уважаемые коллеги! Позвольте поделиться с Вами некоторыми моментами, которые я часто использую на учебных занятиях и которые, по моему мнению, способствуют повышению познавательного интереса обучающихся к учебному предмету и помогают решить ряд организационных вопросов на различных этапах его построения.

Во-первых, следует признать, что на этапе проверки выполнения домашнего задания при контроле выразительного чтения учащимися лирического или прозаического произведения наизусть, всегда не хватает времени на контроль КАЖДОГО учащегося. Это связано, прежде всего, и с количественным составом класса (а в каждом классе не менее 20-22 человек), и с объемом заданного на дом произведения. Поэтому учителям-словесникам необходима такая форма контроля данного типа заданий, чтобы она «удовлетворила» и учащихся, и учителя.

Такую форму работы я давно использую в своей практике: это работа в группах малого состава, по 3-4 человека. Принцип работы заключается в следующем. Класс делится на группы по 3-4 человека: это могут быть и две соседние парты, и группы по желанию самих учащихся, и группы по рассадке учителя (деление происходит в зависимости от поставленных на уроке задач или по заявленному домашнему заданию). В группе выбирается капитан (главное условие – каждый в группе в последующую групповую работу должен побывать в этой роли!). Задача капитана - организовать работу группы (по ранее выработанным критериям распределить, кто из группы отвечает за контроль знания текста, кто – за выраженное смысловое единство, кто – за интонационное оформление, кто – за актерское мастерство), выслушать мнения каждого ее члена, высказать свою точку зрения и на основе собранных данных выставить на лист контроля совокупную отметку учащемуся за выполненное задание, в том числе и себе.

Учителем определяется время на контроль домашнего задания, как правило, это 10-12 минут. По истечении указанного времени лист контроля кладется учителю на стол. В это время учитель раскладывает на столе карточки контроля: «контроль каждого», «выбор группы», «выбор учителя» и, самая желанная карточка - «доверие». В зависимости от задач урока и сложности произведения, предложенного учащимся для заучивания наизусть, учитель выкладывает на стол произвольное количество карточек с определенным видом контроля: две «контроль каждого», две «выбор группы», или две «выбор учителя», две «доверие» и т.п. Учащиеся обязательно должны быть информированы об этом! Капитаны одновременно выбирают карточку контроля (карточки лежат чистой стороной к учащимся), учителю сообщается тот вариант контроля, который «выпал» каждой группе. Теперь класс становится одной большой группой и внимательно слушает «выступление» своих одноклассников: учитель вправе выбрать любого для анализа навыков выразительного чтения наизусть и выдачи рекомендаций по дальнейшему его совершенствования своему товарищу.

Начинает отвечать та группа, которой выпала карточка с «контролем каждого». Немаловажный момент: первому отвечающему выдается «бонус+», т.е. дополнительный балл к ответу. Таким образом снимается дополнительная эмоциональная нагрузка на первого учащегося, который выходит к доске для ответа. А у группы есть возможность дать шанс своему представителю повысить отметку, выставленную на месте.

После ответа учащегося классу задается первый вопрос: что понравилось в чтении наизусть вашего товарища? И только после поддерживающих слов мы высказываем отвечающему замечания и даем рекомендации по дальнейшему совершенствованию навыков выразительного чтения наизусть (т.е. та работа, что была поведена в группе, продолжается на уровне класса, но в сокращенном формате). Иногда учитель задает вопрос самому отвечающему, как бы он оценил собственный ответ? Слукавить тут не удастся: весь класс слушал твой ответ и готов дать ему самый адекватный анализ. Часто случается так, что у доски учащийся раскрывается с лучшей стороны и получает отметку выше той, которую ему поставили в группе. И это верный признак того, что учащиеся адекватно и серьезно подходят к оценке ответа своего товарища: не льстят, не используют дружеские привязанности, не заискивают, а оценивают одноклассника как учащегося, отвечающего домашнее задание. К этому, несомненно, нужно прийти в течение длительного использования данной формы работы - ведь сначала ребятам трудно, выслушав своего друга, сделать ему соответствующие замечания, проанализировать и «честно» оценить, не вызвав недопонимания и обид.

При контроле учащихся с карточкой «выбор группы» ребятами проводится четкий анализ: кто пойдет «отстаивать честь группы», ведь в случае, если отметка, выставленная в группе, не подтверждается классом, то на такое же количество баллов она снижается и всем членам группы. Ответственность? Да, но это ответственность и за твою работу. Забегая наперед, отвечу, что случаи снижения отметки случаются крайне редко.

Контролируя работу группы с карточкой «выбор учителя», анализирую, кто из учащихся смог бы ответить лучше, чем это случилось сегодня, выясняю причину, незаметно подводя учащихся к ситуации успеха: давай попробуем рассказать так, чтобы ребята сказали: «Молодец!» Не стоит вызывать учащегося, который прячет глаза и испытывает беспокойство (его уже оценила группа и, поверьте, сделала это не хуже учителя!). Если отметка, выставленная классом, все-таки ниже той, которую учащийся получил в группе, этот балл остается только ему – группе отметка не снижается.

Самая ответственная работа выпадает той группе, что получила карточку «доверие». Ребята из этой группы, как правило, больше участвуют в обсуждении и анализе ответа одноклассника (учитель получает одновременно подтверждение адекватности тех отметок, которые были выставлены в этой группе). Отметки этой группы выставляются в классный журнал без повторного контроля.

Если суммировать время, затраченное на подобный вид работы по контролю чтения наизусть, можно с уверенностью сказать, что экономится определенное количество времени на уроке для объяснения новой темы или других этапов урока:

  1. Организационный этап – 2 мин.
  2. Этап проверки выполнения домашнего задания:
    • работа в группах (на листах контроля) – 10 мин.
    • контроль классом выразительного чтения учащихся (по карточкам контроля) – 10 мин.
    • оценка учителя групповой работы – 2 мин.

Итого этап проверки выполнения домашнего задания: 22-25 мин.

ИНТЕГРИРОВАННЫЕ УРОКИ

Еще одной находкой в копилку современного учителя-словесника считаю такую форму проведения урока, при которой и учителю, и учащемуся интересно с первой до последней минуты учебного занятия – это интегрированные уроки. Интеграция (лат.) - восстановление, восполнение, объединение частей в целое. (Integer - целый), причем, не механическое соединение, а взаимопроникновение, взаимодействие, взаимовидение.

Люблю в своей практике совмещать уроки музыки, театрального творчества, живописи и, конечно же, русской литературы.

Использование межпредметных связей облегчает весь ход обучения, вызывает интерес у детей.

К примеру, музыка необходима прежде всего для пробуждения эмоционального восприятия, а ее взаимосвязь с литературой позволяет воспитать гармонически развитую личность, расширить эстетический кругозор ученика, показать лиризм и образность русского языка. Как не обратиться к музыке, изучая поэзию? Музыка развивает воображение, побуждает к исследованию мира жизни, человеческих чувств, а значит учит глубже погрузиться во внутренний мир героя, оценить красоту и неординарность его личности.

Например, изучая по русской литературе в 5 классе тему «Писатели о природе. Человек и природа как вечная тема в художественной литературе. А. С. Пушкин «Осень», обязательно знакомлю учащихся с музыкальными произведениями классиков об осени: П.И.Чайковский - из цикла «Времена года» «Октябрь» и «Ноябрь» и А. Вивальди «Времена года» «Осень» (музыка звучит ПЕРЕД уроком, на перемене, настраивая на поэтическое восприятие учебного материала. Музыка звучит и на уроке, пусть фрагментарно, фоном при прочтении произведения, при работе с репродукциями картин, но она проникает в сознание, развивает образное мышление, создает особую атмосферу осеннего пейзажа прямо здесь, в классной комнате).

Как тут не обратиться к изобразительному искусству, изучая пейзажные зарисовки в художественных произведениях? Не поддержать и не продолжить полет творческой фантазии учащихся, когда они сами иллюстрируют изучаемые произведения? Иллюстрация формирует умение человека видеть, понимать особенности рисунка. Она расширяет эстетический кругозор учащегося и в том плане, что приучает его глубже погрузиться в выразительные и изобразительные средства двух близких и взаимосвязанных искусств - слова и изображения. Это значит, что и саму литературу, ее язык читатель начинает понимать глубже, осмысленнее. И вот теперь наступает очередь предложить ребятам сопоставить и проанализировать несколько работ-видений одного художественного образа: осеннего пейзажа. На интерактивной доске «запускаю» репродукции картин Исаака Левитана «Осень. Октябрь», «Осенние пейзажи», Исаака Бродского «Поздняя осень», Ильи Остроухова «Золотая осень». На магнитной доске размещаю иллюстрации самих учащихся, а на мольберт ставлю картину местного художника, уроженца города Жлобина, Леонида Петровича Величко «Ноябрь. Первый снег». Рассматриваем вместе с учащимися репродукции, иллюстрации и картину. Сопоставляем, работаем с цветом и настроением. Таким образом, осуществляется не только связь поколений: от 19 к 21 веку, но и связь культур: от русской классической и современной белорусской. И в этот момент в ученическом сознании рождается гордость за своего земляка, работа которого стоит в одном ряду с мировыми классиками. А это еще один балл к достижению воспитательных целей урока.

Разве не помогают театрализованные зарисовки, и просто чтение по ролям, постичь взаимосвязь персонажей, «задышать» с ними одним воздухом? Как помогают ребятам умение владеть жестом и мимикой выражать себя при проведении внеклассных и воспитательных мероприятий!

Подводя итоги, необходимо ещё раз подчеркнуть, что современный урок литературы не должен быть оторван от других, смежных предметов: МХК, изобразительного искусства, музыки. Необходимо как можно шире использовать межпредметные связи дисциплин культурологического цикла. Такая интеграция уроков позволяет воспитывать в учащихся эстетический вкус, нравственные ценности, воспитывает настоящего читателя.

Презентация к уроку русского языка и литературы

Урок географии

Видео с вебинара