Классный час на тему:

« Я – гражданин Республики Беларусь»

Цели: 

- привитие интереса к истории и традициям своей страны; осознание себя гражданами Республики Беларусь;

- расширение кругозора;

- формирование ценностного отношения учащихся к своей Родине, символам, символике.

Оборудование:

картинка аиста, символика Республики Беларусь (Гимн, герб, флаг), карта мира и Беларуси, магнитофон, буквы для слова «Символика», карточки с отгадками (картинки), с пословицами.

Ход занятия

1.Организационный момент

2.Вступительная беседа

 

Учитель:

У меня на ладони дышит теплый влажный комок земли. Земля. Это истинное чудо. То единственное, что превыше всего. Земля – мать всех поколений, колыбель человечества. Земля даёт нам духовные и физические силы. Земля обувает и одевает нас, кормит и поит, защищает в трудные минуты.

За свою долгую историю у человека не было более верного союзника, защитника и друга, чем его земля. Чувство сыновей преданности к матушке-земле передавалось из поколения в поколение. Столько трудов и надежд в каждой борозде, в каждом колосочке.

А вы когда-нибудь задумывались над тем, с чего начинается земля? Земля начинается с поля. Почему? Потому, что поле даёт нам хлеб. Поэтому на Руси крестьянин испокон веков одухотворял поле, относился к нему, как к живому существу, соблюдая библейскую заповедь: «Не причини вреда ни земле, ни морю, ни дереву…»

Учитель читает стихотворение, а ученики внимательно слушают и отвечают на вопрос:

Я речь свою веду о том,

Что вся Земля – наш общий дом, -

Наш добрый дом, просторный дом, -

Мы все с рожденья в нем живём…

- Как называется общий дом для всех людей? (Земля)

Есть слова очень важные: мир, земля, труд, свобода, хлеб. Есть родные, дорогие слова: мама, папа, друг, бабушка, дедушка, Родина.

- Что же означает слово «Родина»? (Это и лес, и поле, и узкая тропинка, и пение птиц, и города, и села. Это место, где человек родился, живёт).

Ученик:

Что мы Родиной зовем?

Солнце в небе голубом

И душистый, золотистый

Хлеб за праздничным столом.

Что мы Родиной зовём?

Дом, где мы с тобой растем,

И берёзки, вдоль которых,

Взявшись за руки, идем.

Учитель: Любовь к Родине присуща каждому человеку. О своей любви к родной земле люди слагали песни, пословицы, поговорки.

Игра «Собери пословицу» и объясни её:

Родина - мать, умей за неё постоять.

Родная сторона- мать, чужая – мачеха.

Человек без Родины, что птица без гнезда.

Одна у человека родная мать, одна у него и Родина.

Учитель: Нашу страну называют краем голубых озёр, краем зеленых лесов. А ещё её называют землёй под белыми крыльями.

Мы совершим небольшое путешествие по родной земле – Беларуси. А сопровождать нас в этом путешествии будет:

(Учитель читает загадку)

Это старый наш знакомый:

Он живет на крыше дома –

Длинноногий, длинноносый,

Длинношеий, безголосый.

Он летает на охоту

За лягушками в болото.

- Правильно, это аист (картинка).

Аист – символ мира, добра и дружбы. Говорят, эта птица приносит в дом счастье.

Ученик: Расправив белые паруса крыльев, летят аисты. Их в Беларуси очень много. Своими крыльями они как бы накрывают нашу страну. Поэтому ее так и называют – земля под белыми крыльями.

Игра «Собери словечко» (с, м, в, л, и, и, к, а, о).

А что это такое? Что вы о ней знаете?

Учитель:

Символика – понятие сложное, но и очень богатое. Оно объединяет знания о символах, принятых государством, организациями, объединениями людей. Символом нашей земли считают и зубра – хозяина Беловежской пущи. Однако Республика Беларусь, как и каждая страна, имеет государственные символы.

Назовите их. (Гимн, герб, флаг)

Правильно: это государственный флаг, Государственный герб, Государственный гимн.

В нашем классе, тоже есть государственные символы, и занимают они самое почетное место. (Учитель указывает место над доской.)

Герб — это рисунок, на котором отображены некоторые особенности народа, страны.

Рассмотрите внимательно рисунок, на котором изображен герб Респу­блики Беларусь. Что вы видите?

Герб Республики Беларусь представляет собой зеленый контур нашей страны в золотистых лучах солнца над земным шаром. Сверху находится пятиконечная красная звезда. Герб обрамляет венок из золотых колосьев, переплетенных справа цветками клевера, а слева — льна. Колосья обвиты красно-зеленой лентой с надписью «Республика Беларусь».

                                                                                                          

Вторым государственным символом является флаг.

Рассмотрите изображение флага. 

Какие цвета присутствуют на фла­ге?

А знаете ли вы, что они обозначают?

Государственный флаг состоит из трех полос. Широкая верхняя поло­са — красного цвета, который символизирует солнце, мужество и благо­родство. Узкая нижняя полоса — зеленого цвета, который является сим­волом природы. Это цвет надежды и возрождения, щедрости, доброты и трудолюбия. Вертикальная белая полоса с красным орнаментом сим­волизирует древнюю культуру народа, духовное богатство, единство. Белый цвет — это цвет чистоты, свободы, гостеприимства и согласия.

Учитель: Флаг развевается на зданиях верховных органов государственной власти и управления, посольств, торговых представительств, консультантов за рубежом, судах, плавающих в открытом море.

Игра «Соотнеси цвет»

Красный     Коричневый

Зелёный     Розовый

Фиолетовый    Белый                          

- Соедините линией цвет с гербом или флагом.

- Какие три цвета повторяются? Какой цвет преобладает?

Учитель: Символом любого государства является и гимн – торжественная песня. Он звучит в са­мые торжественные минуты и объединяет людей, придает им чувство гордости за свою страну. Мелодию гимна нашей страны написал Нестор Соколовский, а слова принадлежат поэтам Михаилу Климковичу и Владимиру Каризне.

Каждый народ гордится своей страной. Уважительное отношение к сим­волам государства — гербу, флагу и гимну — долг каждого гражданина.

Звучит музыка. Учащиеся встают и поют гимн Республики Беларусь.

Викторина «Знатоки родного края»

Игра «Найди Беларусь на карте»

- А где находится наша Беларусь? (Ученики рассматривают карту мира и находят Беларусь)

- Беларусь находится в центре Европы. Она граничит с другими странами. Назовите соседей нашей страны и покажи на карте. (Польша, Украина, Россия, Латвия, Литва).

- На сколько областей поделена Беларусь? (На 6).

Назовите их. (Гомельская, Брестская, Гродненская, Витебская, Могилёвская, Минская).

В какой области живем мы? (В Гомельской).

Какой город является областным центром Гомельской области? Чем знаменит город Гомель?

- Главный город нашей страны – ее столица. Как называется столица Республики Беларусь? (город – герой Минск).Найдите на карте столицу.Обозначьте его красным флажком.

Ученик:

Я – беларус маленькі, спяшаюся да школы.

Як і бацькі, сумленны, руплівы і вясёлы.

Я – беларус маленькі з блакітнымі вачыма.

Хачу і я, каб лепей жыла мая Радзіма.

Ученик:

Я – дзяўчынка – беларуска

З васільковымі вачыма

Хоць малая, але знаю:   

Беларусь – мая Радзіма…

Учитель: Настало время проверить ваши знания.

Викторина «Моя Родина – Республика Беларусь»

 

Подведение итогов урока

Учитель: И вам, будущим агрономам, летчикам, врачам предстоит работать на земле, возделывать, оберегать и украшать ее. Поэтому всегда помните о том, что вы не просто хозяева и покорители земли, вы — ее сыновья. Вы — плоть от плоти нашей матери-кормилицы, и без нее нет вам жизни. Смотрите, чтобы не угасла навечно жизнь, чтобы все ушедшие и грядущие поколения людей были нам благодарны.

А.Дудин «Берегите Землю!»

Берегите Землю, берегите.

Жаворонка в голубом зените,

Бабочку на листьях повилики,

На тропинке солнечные блики…

Ястреба, парящего над полем,

Ясный месяц над речным покоем,

Ласточку, мелькающую в жите,

Берегите Землю, берегите!