Классный час на тему:
« Я – гражданин Республики Беларусь»
Цели:
- привитие интереса к истории и традициям своей страны; осознание себя гражданами Республики Беларусь;
- расширение кругозора;
- формирование ценностного отношения учащихся к своей Родине, символам, символике.
Оборудование:
картинка аиста, символика Республики Беларусь (Гимн, герб, флаг), карта мира и Беларуси, магнитофон, буквы для слова «Символика», карточки с отгадками (картинки), с пословицами.
Ход занятия
1.Организационный момент
2.Вступительная беседа
Учитель:
У меня на ладони дышит теплый влажный комок земли. Земля. Это истинное чудо. То единственное, что превыше всего. Земля – мать всех поколений, колыбель человечества. Земля даёт нам духовные и физические силы. Земля обувает и одевает нас, кормит и поит, защищает в трудные минуты.
За свою долгую историю у человека не было более верного союзника, защитника и друга, чем его земля. Чувство сыновей преданности к матушке-земле передавалось из поколения в поколение. Столько трудов и надежд в каждой борозде, в каждом колосочке.
А вы когда-нибудь задумывались над тем, с чего начинается земля? Земля начинается с поля. Почему? Потому, что поле даёт нам хлеб. Поэтому на Руси крестьянин испокон веков одухотворял поле, относился к нему, как к живому существу, соблюдая библейскую заповедь: «Не причини вреда ни земле, ни морю, ни дереву…»
Учитель читает стихотворение, а ученики внимательно слушают и отвечают на вопрос:
Я речь свою веду о том,
Что вся Земля – наш общий дом, -
Наш добрый дом, просторный дом, -
Мы все с рожденья в нем живём…
- Как называется общий дом для всех людей? (Земля)
Есть слова очень важные: мир, земля, труд, свобода, хлеб. Есть родные, дорогие слова: мама, папа, друг, бабушка, дедушка, Родина.
- Что же означает слово «Родина»? (Это и лес, и поле, и узкая тропинка, и пение птиц, и города, и села. Это место, где человек родился, живёт).
Ученик:
Что мы Родиной зовем?
Солнце в небе голубом
И душистый, золотистый
Хлеб за праздничным столом.
Что мы Родиной зовём?
Дом, где мы с тобой растем,
И берёзки, вдоль которых,
Взявшись за руки, идем.
Учитель: Любовь к Родине присуща каждому человеку. О своей любви к родной земле люди слагали песни, пословицы, поговорки.
Игра «Собери пословицу» и объясни её:
Родина - мать, умей за неё постоять.
Родная сторона- мать, чужая – мачеха.
Человек без Родины, что птица без гнезда.
Одна у человека родная мать, одна у него и Родина.
Учитель: Нашу страну называют краем голубых озёр, краем зеленых лесов. А ещё её называют землёй под белыми крыльями.
Мы совершим небольшое путешествие по родной земле – Беларуси. А сопровождать нас в этом путешествии будет:
(Учитель читает загадку)
Это старый наш знакомый:
Он живет на крыше дома –
Длинноногий, длинноносый,
Длинношеий, безголосый.
Он летает на охоту
За лягушками в болото.
- Правильно, это аист (картинка).
Аист – символ мира, добра и дружбы. Говорят, эта птица приносит в дом счастье.
Ученик: Расправив белые паруса крыльев, летят аисты. Их в Беларуси очень много. Своими крыльями они как бы накрывают нашу страну. Поэтому ее так и называют – земля под белыми крыльями.
Игра «Собери словечко» (с, м, в, л, и, и, к, а, о).
А что это такое? Что вы о ней знаете?
Учитель:
Символика – понятие сложное, но и очень богатое. Оно объединяет знания о символах, принятых государством, организациями, объединениями людей. Символом нашей земли считают и зубра – хозяина Беловежской пущи. Однако Республика Беларусь, как и каждая страна, имеет государственные символы.
Назовите их. (Гимн, герб, флаг)
Правильно: это государственный флаг, Государственный герб, Государственный гимн.
В нашем классе, тоже есть государственные символы, и занимают они самое почетное место. (Учитель указывает место над доской.)
Герб — это рисунок, на котором отображены некоторые особенности народа, страны.
Рассмотрите внимательно рисунок, на котором изображен герб Республики Беларусь. Что вы видите?
Герб Республики Беларусь представляет собой зеленый контур нашей страны в золотистых лучах солнца над земным шаром. Сверху находится пятиконечная красная звезда. Герб обрамляет венок из золотых колосьев, переплетенных справа цветками клевера, а слева — льна. Колосья обвиты красно-зеленой лентой с надписью «Республика Беларусь».
Вторым государственным символом является флаг.
Рассмотрите изображение флага.
Какие цвета присутствуют на флаге?
А знаете ли вы, что они обозначают?
Государственный флаг состоит из трех полос. Широкая верхняя полоса — красного цвета, который символизирует солнце, мужество и благородство. Узкая нижняя полоса — зеленого цвета, который является символом природы. Это цвет надежды и возрождения, щедрости, доброты и трудолюбия. Вертикальная белая полоса с красным орнаментом символизирует древнюю культуру народа, духовное богатство, единство. Белый цвет — это цвет чистоты, свободы, гостеприимства и согласия.
Учитель: Флаг развевается на зданиях верховных органов государственной власти и управления, посольств, торговых представительств, консультантов за рубежом, судах, плавающих в открытом море.
Игра «Соотнеси цвет»
Красный Коричневый
Зелёный Розовый
Фиолетовый Белый
- Соедините линией цвет с гербом или флагом.
- Какие три цвета повторяются? Какой цвет преобладает?
Учитель: Символом любого государства является и гимн – торжественная песня. Он звучит в самые торжественные минуты и объединяет людей, придает им чувство гордости за свою страну. Мелодию гимна нашей страны написал Нестор Соколовский, а слова принадлежат поэтам Михаилу Климковичу и Владимиру Каризне.
Каждый народ гордится своей страной. Уважительное отношение к символам государства — гербу, флагу и гимну — долг каждого гражданина.
Звучит музыка. Учащиеся встают и поют гимн Республики Беларусь.
Викторина «Знатоки родного края»
Игра «Найди Беларусь на карте»
- А где находится наша Беларусь? (Ученики рассматривают карту мира и находят Беларусь)
- Беларусь находится в центре Европы. Она граничит с другими странами. Назовите соседей нашей страны и покажи на карте. (Польша, Украина, Россия, Латвия, Литва).
- На сколько областей поделена Беларусь? (На 6).
Назовите их. (Гомельская, Брестская, Гродненская, Витебская, Могилёвская, Минская).
В какой области живем мы? (В Гомельской).
Какой город является областным центром Гомельской области? Чем знаменит город Гомель?
- Главный город нашей страны – ее столица. Как называется столица Республики Беларусь? (город – герой Минск).Найдите на карте столицу.Обозначьте его красным флажком.
Ученик:
Я – беларус маленькі, спяшаюся да школы.
Як і бацькі, сумленны, руплівы і вясёлы.
Я – беларус маленькі з блакітнымі вачыма.
Хачу і я, каб лепей жыла мая Радзіма.
Ученик:
Я – дзяўчынка – беларуска
З васільковымі вачыма
Хоць малая, але знаю:
Беларусь – мая Радзіма…
Учитель: Настало время проверить ваши знания.
Викторина «Моя Родина – Республика Беларусь»
Подведение итогов урока
Учитель: И вам, будущим агрономам, летчикам, врачам предстоит работать на земле, возделывать, оберегать и украшать ее. Поэтому всегда помните о том, что вы не просто хозяева и покорители земли, вы — ее сыновья. Вы — плоть от плоти нашей матери-кормилицы, и без нее нет вам жизни. Смотрите, чтобы не угасла навечно жизнь, чтобы все ушедшие и грядущие поколения людей были нам благодарны.
А.Дудин «Берегите Землю!»
Берегите Землю, берегите.
Жаворонка в голубом зените,
Бабочку на листьях повилики,
На тропинке солнечные блики…
Ястреба, парящего над полем,
Ясный месяц над речным покоем,
Ласточку, мелькающую в жите,
Берегите Землю, берегите!