header11

Игра-путешествие «Беларусь: вчера, сегодня, завтра»

Цели:

  1. углубить знания учащихся об истории белорусского народа, географии страны, ее природе и культуре;
  2. расширять знания о родном крае, повышать интерес к изучению прошлого и настоящего нашей республики;
  3. воспитывать чувство гордости за свою республику и свой народ, уважение к старшему поколению, коллективизм и товарищество.

Ход мероприятия:

Эпиграф:

Радзіма наша – Беларусь,

І колькі не шукай,

Не знойдзеш ты на ўсёй зямлі

Мілей, чым гэты край.

Не знойдзеш ты такіх людзей,

Іх сэрцы – дабрыня;

Яна струменіць, льецца ў свет

Крынічкаю штодня.

Таму ў жыцці не трэба быць

Няшчырым, сквапным, злым.

Не забывай, ты – беларус,

І заставайся ім.

Изучение истории родного края, сохранение традиций, переданных нашими предками, во все времена считалось достойным делом настоящего гражданина своей страны, своего Отечества.

Сегодня мы отправимся в заочное путешествие по нашей стране. Вы узнаете много интересного и поделитесь своими знаниями с одноклассниками. У вас большой багаж знаний о Беларуси и, надеюсь, что вы будете быстро и правильно выполнять задания и отвечать на предложенные вопросы. За каждый правильный ответ команды будут получать баллы.

Учащиеся делятся на две команды, придумывают название, определяют капитана команды.

Вопросы задаются командам по очереди, за правильный ответ команда получает 1 балл, если команда не дает ответ, может ответить другая.

Итак, в путь. Первая станция нашего путешествия

 

  1. Станция «Всезнайка»
  2. Этот город – второй по величине в Беларуси (Гомель).
  3. Минск – Богоматерь с ангелами. Гродно – олень через плетень. Витебск – голова и меч. А Гомель? (рысь: речь о гербах).
  4. Назовите два города нашей республики, носящихпочетное звание Город-герой. (Минск, Брест).
  5. Назовите самого крупного зверя нашей республики (Зубр).
  6. Этот международный фестиваль искусств ежегодно проходит в Витебске («Славянский базар»).
  7. Это растение белорусы с давних времен используют дляизготовления ткани (лён).

 

  1. Станция «Историческая»
  2. Она появилась на свет в начале ХІІ века в Полоцке всемье князя Святослава-Георгия и приходиласьвнучкой Всеславу Чародею. Девочку назвали древнимименем Предслава. А под каким именем она известнаво всем мире? (Евфросинья Полоцкая).
  3. В этом городе проповедовал Кирилл Туровский (Туров).
  4. До революции Гомель некоторое время входил в состав Минской или Могилёвской губернии? (Могилевской).
  5. У 1913 годзе "Наша нiва" пiсала, што ва усiх губернях Расiйскай Iмперыi, лiчачы Чарнiгаускую, Цвярскую, Ковенскую, Пскоускую, Калужскую i Арлоускую, iх 8 мiльенау 317 тысяч. Пра каго iшла гаворка? (Пра беларусау).
  6. Отважный летчик, лишившись ног, он вернулся в стройи снова сбивал вражеские самолеты. Назовите его имя (Алексей Маресьев).
  7. Этот человек в 1512 году в Падуанском университетепервым среди восточных славян получил ученуюстепень доктора медицины. Но известность емупринесло не врачевание, а… что же? (Книгопечатание. Ф.Скорина)

III. Станция «Флора и фауна Беларуси»

 

  1. Назовите самое распространенное дерево нашейреспублики (Сосна).
  2. Это лесное растение бывает в форме дерева икустарника. Из его ягод изготавливают пастилу, варенье,начинку для карамели. Из них готовят уксус и квас. Чтоэто за растение? (Рябина).
  3. Какие птицы символизируют приход весны? (Грачи).
  4. Это животное занесено в Красную книгу Республики Беларусь. Мех егопринят за эталон прочности. О ком идет речь? (Выдра).
  5. Какой газ необходим для дыхания растений? (Кислород).
  6. Какое дерево, как и береза, дает сладкий сок? (Клен).
  1. Станция «Белорусские узоры»

 

  1. Аркадий Кулешов посвятил этому белорусскомународному инструменту целую поэму. Как называетсяэтот инструмент, если фраза из поэмы звучит так: «Истарик прикоснулся, и струны пошли в перебор, и неелка одна зазвучала, – дремучий разбуженный бор» (Цимбалы).
  2. С этим народным праздником связана одна из самыхромантических легенд белорусского народа онеобычном цветке. По поверью, тот, кто найдет цветок,сможет понимать шум деревьев, разговор птиц и зверей.О каком празднике идет речь? (Купалье).
  3. Как называются день, когда в нашей стране чтят память предков? (Радуница).
  4. Праздник у древних славян, связанный с окончанием весенних полевых работ и культом предков? (Троица).
  5. В каком городе Беларуси зародились знаменитые пояса, сшитые из шелка, серебра, золота, с различными узорами? (Слуцк).
  6. В этом городе праздновали «Дожинки – 2013» (Жлобин).

  1. Станция «Беларусь героическая»
  2. Гарнизон этой крепости сражался больше месяца с превосходящими силами противника в полном окружении. В Республике Беларусь был снят художественный фильм об этих событиях (Брестская крепость).
  3. Во время ВОВ этот пионер-патриот находился в партизанском отряде и был разведчиком. Когда с напарником возвращался из разведки, их окружили гитлеровцы. Потеряв в перестрелке товарища, юноша сам подорвал себя гранатой, не дав немцам взять его живым (Марат Казей).
  4. Трагедия этой деревни известна всему миру, в 1943 году 22 марта, она была сожжена вместе с жителями 149 человек среди которых 76 были дети (Хатынь).
  5. Когда празднуется День Независимости Республики Беларусь? (3 июля)
  6. Операция по освобождению Беларуси от немецко-фашистский захватчиков называлась? (Багратион).
  7. Какими словами заканчивается припев государственного гимна Беларуси?(Вечна жывi i квiтней, Беларусь!)
  8. Станция «Беларусь на карте мира»

 

  1. В этом городе находится Белорусский металлургический завод. (Жлобин).
  2. Эти трактора пропагандируют нашу страну во всем мире. (Беларус).
  3. Так называется международный нефтепровод, проложенный на территории Гомельщины (Дружба).
  4. Этой национальности 77 процентов жителей Беларуси (Белорусы).
  5. Так называется спортивный комплекс под Минском (Раубичи).
  6. Эти телевизоры выпускаются в Минске («Горизонт»).

VII. Станция «Беларусь литературная»

  1. В России – А. С. Пушкин и М. Ю. Лермонтов, а вБеларуси –? (Я. Колос, Я. Купала).
  2. Продолжите пословицы:

Ваўкоў баяцца ... ( у лес не хадзіць).

Век жыві... ( век вучыся).

З ваўкамі жыць... ( па-воўчы выць).

Не имей сто рублеу, … (а имей сто сяброу).

Адклад не идзе … (у лад)

Слова не варабей, … (выляциць не зловиш).

  1. Этот народный поэт написал поэму «Новая зямля» (Якуб Колас).
  2. Гусовский написал «Песню про зубра» или «Песню про бусла»? (Песню про зубра).
  3. Назовите имя известного белорусского писателя,который все свои произведения писал на белорусскомязыке, хотя он уехал из Беларуси в 5-тилетнем возрастеи всю свою недолгую жизнь провел за ее пределами (М. А. Богданович).
  4. Как называлась первая печатная книга, выпущенная Франциском Скориной? (Библия).

Итог игры. Рефлексия

Наше заочное путешествие по Беларуси завершено. Все мы благополучно прибыли в пункт назначения. Пришло время подвести итоги игры, поделиться впечатлениями о познавательном маршруте. Ваши знания об историческом наследии и современных достижениях нашей страны расширились. Делитесь ими с одноклассниками и младшими школьниками. Уважайте, любите и гордитесь нашей Беларусью. Будьте ее достойными гражданами!

Уваход на сайт