header11

Урок-путешествие «Азбука юного гражданина и патриота»

Цель: расширение и углубление знаний обучающихся о Родине.

Задачи:

  1. Способствовать формированию у обучающихся понимания значения слова Родина.
  2. Способствовать воспитанию чувства уважения, гордости, патриотизма, любви к своей стране и малой Родине.
  3. Развивать у детей речь, творческие способности, желание больше узнавать о своем крае.

 

Ход занятия

  1. Организационный момент

Начинается урок с видеоролика «Беларусь моя страна/Моя родина»

Учитель. Дорогие, ребята! Сегодня наше мероприятие посвящено Году исторической памяти. Вы просмотрели видеоролик. Скажите, о чём пойдёт сегодня речь на уроке?  (О Родине, о Беларуси)

Что мы называет Родиной?  Сейчас каждый из вас попробует ответить на этот вопрос, играя в мяч. Я буду бросать вам мяч, а вы, словив его, продолжите фразу: Родина – это… (Дом, родные, семья, друзья, соседи, деревенька, городок, страна и т.д.)

А как называется наша страна? Почему Беларусь носит такое название?

Давайте посмотрим на карту Беларуси и попробуем найти то место, где с вами живём. Мы нашли Гомельскую область, Жлобинский район. А где же наш посёлок? Знаете, ребята, что из тысячи таких маленьких посёлков, деревенек и состоит наша большая Родина, наша страна. А Беларусь наша интересна природой, своими людьми, своей историей. Сегодня мы с вами попробуем расширить знания о нашей Беларуси,  истории нашего народа. А поможет нам в этом путешествие. Итак, отправляемся в дорогу.

  1. Путешествия по станциям.

Первая наша станция называется «Народная мудрость».  Эта станция непростая. Наш народ всегда славился умом, красноречием, любовью к своему краю. Вам нужно прочитать    пословицы и объяснить их смысл.

Где родился, там и пригодился.

Нет земли краше, чем страна наша.

Всякому мила своя сторона.

Кто за Родину горой, тот и герой.

А сейчас отправимся дальше – впереди следующая станция. Называется она «Поэтическая». И нас встречают ребята, которые подготовили стихи о Беларуси. Послушайте их и ответьте на вопросы:

 -  Какой показана Беларусь в творчестве поэтов?

- Какие образы создали поэты, чтобы подчеркнуть красоту нашей Родины?

- Чем проникнуты эти стихи?

Ученик 1.

Поезжай за моря – океаны

Надо всею землей пролети.

Есть на свете различные страны

Но такой как у нас не найти.

 

Если Родину ты любишь

Мало клясться ей в любви.

Перед ней в большом и малом

честь и советь береги.

 

Ей не лесть нужны, а правда,

ей нужны дела твои.

Если родину ты любишь,

будь достоин той любви.

Ученик 2

Беларусь моя, моя милая...

автор: Юрий Боровицкий

 

Беларусь моя, моя милая,

Моя нежная мать-земля,

Ты красивая, ты любимая:

И луга твои, и поля,

 

И дороги твои просторные,

И озёра твои в лесах,

И орешники твои чёрные,

И журавушки – в небесах.

 

Беларусь моя, моя нежная,

Моя снежная, мой приют,

Ты и песнь моя безмятежная,

Ты и счастие, и уют!

 

Я за всё тебе низко кланяюсь,

И я радуюсь, что живёшь,

Что прекрасною Белой панною

Над судьбой моей ты плывёшь!
Ученик 3.

Моя Беларусь...

автор: Лилия Юшкова

 

Выйду я в ромашковое поле,

В синь васильков любимых окунусь…

Это ты, моё безбрежное раздолье,

Моя любовь, родная  Беларусь! 

 

Пытали, жгли и за  тебя решали,

Стараясь уничтожить и подмять,

Людское недовольство  разжигали,

Но, не сумели  Родину сломать!

 

А ты стоишь бессменно на  границе,

Сестру свою от недругов закрыв.

Твоей живой истории страницы,

Я в памяти храню, не позабыв.

 

И твой народ, а я его частичка -

Всегда с открытой и доброю душой,

Не зажигался злобой, словно спичка,

Соседствуя с народностью другой.

 

Цвети, моя любимая сторонка,

Пусть горести и беды обойдут.

Не зря тебя так нежно и негромко,

С любовью Русью Белою  зовут!
Ученик 4.

Моя Беларусь

автор: Валерий Боев

 

Минуло семь десятилетий

С того, всем памятного года,

Когда был изгнан лютый враг

И в Беларусь пришла свобода.

 

Большой ценой далась победа,

Ведь многим головы сложить

Пришлось тогда в боях с фашизмом,

Чтоб мы могли свободно жить.

 

И, возрожденная из пепла,

Ты поднялась и расцвела,

И хорошеешь год от года,

Моя любимая страна!

 

Твои луга, твои озера,

Болота, реки и леса,

Вся твоя чудная природа

Так несказанно хороша!

 

Ты ввысь стремишься год от года,

Рождая смелые проекты,

Для белорусского народа

Возводишь новые объекты.

 

Люблю тебя, моя страна,

И, видит Бог, тобой горжусь,

Ты у меня, как мать, одна

Моя родная БЕЛАРУСЬ!

А сейчас отправимся на станцию «Историческая».

Ребята, вам предстоит ответить на вопросы викторины.

Викторина

1.Назовите государственные символы Республики Беларусь. (Герб, флаг, гимн)

2.Что олицетворяет флаг, герб, гимн? (Родину)

3.Что означает герб? (Герб – официальная эмблема государства, изображаемая на печатях, бланках государственных органов, денежных знаках и т. п. Часто является составной частью государственного флага.)

4.Что означает флаг? (Флаг - (нидерл. vlag), прикрепленное к древку или шнуру полотнище установленных размеров и цветов, иногда с изображением на нем герба, эмблемы.)

5.Какими растениями переплетен герб? (С одной стороны розовыми цветами клевера, с другой – голубыми цветками льна.)

6.Сколько цветов имеет белорусский флаг? (3: красный, зеленый, белый)

7.Перечислите качества, которые должен свято хранить в своей душе настоящий сын белорусской земли. Эти качества связаны с белым цветом нашего флага. (Свобода, нравственная чистота и мудрость)

8.Назовите растение, символ связи с миром животных. (Клевер)

9.Хлопок Севера, прекрасный материал для одежды. (Лен)

10.Пятиконечная звезда – … (Символ человека и человечества.)

  1. Главный город нашей страны.
  2. Фамилия Главы нашей Республики?
  3. День празднования рождения нашей Республики?

Учитель. А сейчас мы отправимся в прошлое нашей великой Родины. Называется станция « Альбом памяти».  В каждом городе Беларуси можно встретить величественные памятники из мрамора, бронзы, посвященные героям войны, обычным солдатам и партизанам. Жестокая война прошлась по всей стране, заглянув в каждый ее уголок, каждый город и каждую деревушку. И сегодня эти каменные сооружения напоминают нам об ужасах того времени. Наша Жлобинская земля тоже омыта кровью. (Презентация «Памятники Жлобинщины»)

 В период Великой Отечественной войны более миллиона жителей Беларуси было мобилизовано в действующую армию, около 400 тысяч героически сражалось с врагом в составе партизанских отрядов и соединений. Сотни тысяч белорусов работали в тылу. И где бы выходцы из Беларуси ни находились – во фронтовом окопе, за штурвалом самолета и рычагами танка или возле станка, – везде они проявляли выдержку, отвагу, трудолюбие. Сегодня ребята расскажут о наших белорусах, которые очень любили свою родину. И когда пришла беда на нашу землю, они, не жалея своих жизней, сражались с врагом.

Ученик 5. На фронт нередко направлялись целыми семьями. В семье Степана Пляца, жителя деревни Озерцы Толочинского района, против захватчиков сражались четыре сына – Дмитрий, Леонид, Михаил и Иван и две невестки – Раиса и Руфима. Все они служили в авиации. За период войны совершили 2640 боевых вылетов, были награждены 50 орденами и медалями, а Руфима и Раиса стали Героями Советского Союза. Остальные члены этой семьи принимали участие в партизанском движении.

Ученик 6. В битве под Москвой прославился конный корпус, которым командовал уроженец Бешенковичского района Лев Михайлович Доватор (20 февраля 1903 года, село Хотино, Витебская область — 19 декабря 1941 года). Мужественные конники под его руководством проникали в глубокий тыл и появлялись там, где враг их не ждал. Они громили штабы и гарнизоны противника, подрывали мосты, разрушали линии связи, способствовали освобождению многих населенных пунктов Подмосковья. Казаки называли его любимым генералом и слагали о легендарном комкоре песни. Немцы, чтобы отомстить этому ненавистному и неуловимому "русскому", полностью сожгли его родную деревню. Они даже назначили за его голову крупную награду — 100 тысяч рейхсмарок. Отважный комкор пал смертью храбрых в декабре 1941 г. под городом Руза. Это случилось неподалеку от деревни Палашкино, что в 12 километрах от Рузы. Доватор лично осматривал в бинокль местность перед боем. Казаки находились за спиной командира — в метрах 700. Генерал отпустил коня и снял бурку, которая на фоне заснеженного поля и редких деревьев была хорошей мишенью. И только он встал в полный рост, как его тут же буквально прошило пулеметной очередью. Льву Доватору было всего лишь 38.

Ученик 7. Танкист Гавриил Антонович Половченя (1907—1988) – командовал особым танковым батальоном. Его танкисты прославились при освобождении Калининской области, за что комбат стал Героем Советского Союза.

Выходцы из Беларуси героически сражались не только на земле, но и в воздухе. Первый в истории высотный воздушный таран совершил в московском небе белорус Алексей Николаевич Катрич (25 октября 1917 — 25 ноября 2004), летчик 12-го истребительного авиаполка. 11 августа 1941 года лейтенант Алексей Катрич на истребителе «МиГ-3» в паре с лейтенантом Медведевым М. И. вылетел на перехват вражеского разведчика Do-215 идущего курсом на Бологое. Катрич настиг его над Осташковым на высоте около 8000 м и с расстояния 100 м прошил пулемётной очередью весь самолёт. Второй очередью Катрич поджёг один из двигателей, третьей — убил стрелка, однако «Дорнье» продолжал лететь. Тогда Катрич принял решение таранить. Быстро сближаясь с бомбардировщиком, зашёл к нему под небольшим углом с левой стороны и концами винта своего самолёта повредил стабилизатор и киль. Вскоре «Дорнье» врезался в землю возле села Старица и сгорел. Лейтенант Катрич благополучно приземлился на свой аэродром. Единственным повреждением истребителя оказались погнутые концы двух лопастей винта. Это был первый в мире высотный таран.

Ученик 8. Хоружая Вера Захаровна (14 сентября 1903, Бобруйск — 1942 год, Витебск) — Герой Советского Союза, партизанская активистка, связная между Центральным Комитетом КП Белоруссии и командованием фронта. В годы Гражданской войны сражалась с отрядами Булак-Балаховича. После окончания войны работала в комсомоле Белоруссии. С 1924 года — секретарь подпольного ЦК комсомола и член ЦК КП Западной Белоруссии. Была арестована 15 сентября 1925 года и приговорена польскими властями к восьми годам лишения свободы. Обменена на польского ксендза и в 1932 году вернулась в Советский Союз. После немецкой оккупации Беларуси вступила вместе с мужем в партизанский отряд под командованием Коржа и работала там связной. Поймана немцами под Витебском и после нечеловеческих пыток казнена в ноябре 1942 года.

Ученик 9. На морских просторах Балтики прославился вице-адмирал Валентин Петрович Дрозд (03.09.1906–29.01.1943), уроженец Буда-Кошелева. Под его командованием осенью 1941 г. корабли Балтийского флота совершили смелый прорыв из Таллинна в Кронштадт, спасли и переправили на Ленинградский фронт защитников полуострова Ханко. Отважный адмирал погиб в январе 1943 г. на ледовой трассе под Кронштадтом.

Ученик 10.  Шмырев Минай Филлипович (11 декабря 1891, д. Пунище Велижского уезда Витебской губернии, — 3 сентября 1964, Витебск) — организатор партизанского движения в Витебской области в годы Великой Отечественной войны. Герой Советского Союза (1944). Партизанский псевдоним —Бацька Мінай (белор.). Командир партизанского отряда, в июне 1941 года организовал партизанский отряд из рабочих фабрики д. Пудоть между Суражем и Усвятами; с апреля 1942 г. — командир 1-й Белорусской партизанской бригады. Партизаны устраивали засады на направлении Сураж-Усвяты-Велиж, в результате чего немецкие оккупанты объявили район деятельности отряда «зоной партизан» и неоднократно — безуспешно — пытались ликвидировать её. После неудачных попыток уничтожить партизан гитлеровцы прибегли к обычной для них мере. Арестовали и позднее расстреляли четырёх малолетних детей Миная Шмырёва: Лизу (14 лет), Сергея (10 лет), Зину (7 лет) и Мишу (3 года). Немцы вначале пообещали оставить детей живыми, если Батька Минай добровольно сдастся в плен, но 14-летняя Лиза передала отцу из тюрьмы записку, в которой просила его не верить обещаниям немцев и не сдаваться им. 14 февраля 1942 года гитлеровцы расстреляли детей Шмырёва, а также его сестру и мать жены (жена Шмырева умерла ещё до войны). Героический партизан не прекратил войны, напротив, только яростнее давал отпор врагу. С почестями похоронен в центре Витебска, на Успенской горке.

  1. Подведение итогов.

Учитель. Вот и завершилось наше путешествие. Мы с вами смогли открыть только маленькие страницы нашей исторической родины. Беларусь – это великая страна с великой историей, с удивительной природой и,  конечно, с героическим народом.

  1. Рефлексия.

И в конце нашего занятия давайте к каждой букве слова «Беларусь» подберём по одному прилагательному. Выразим так свою любовь к своей стране.

Б – близкая

Е – единственная

Л – любимая

А – аграрная

Р – родная

У - уникальная

С – славная

Ь

Спасибо за работу!

 

 

 


МАТЕРИАЛЫ 

Скачать одним файлом (архив)

Уваход на сайт